<< Назад | |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ МЕДВЕНСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ
ВЫШНЕРЕУТЧАНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30.12.2015 года № 125-па
НОВЫЙ ПОРЯДОК Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области
В соответствии со ст. 1, 6 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Администрация Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области.
2.Возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области на начальника отдела по работе с обращениями граждан, делопроизводству и кадровым вопросам Администрации Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области.
3.Признать утратившим силу Постановление Администрации Вышнереутчанского сельсовета от 29.10.2012 №60 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Администрации Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района курской области».
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия.
Глава Вышнереутчанского сельсовета А Г Подтуркин
Утвержден
постановлением Администрации
Вышнереутчанского сельсовета
Медвенского района Курской области
от 30.12.2015 г. № 125-па
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области
Общие положения
1.1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области на коррупциогенность (далее - антикоррупционная экспертиза) является мерой по профилактике коррупции в муниципальном образовании «Нижнереутчанский сельсовет» Медвенского района Курской области и направлена на выявление коррупционных факторов.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении Устава Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области, решений о внесении в него изменений и (или) дополнений, решений принятых на местном референдуме, оформленных в виде правовых актов, решений Собрания депутатов Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области, постановлений и распоряжений Главы Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области, постановлений и распоряжений Администрации Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области, актов организаций и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.3. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
антикоррупционная экспертиза правовых актов (далее – экспертиза) – деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, присутствующих в правовых актах, а также деятельность по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия (нейтрализацию) таких факторов;
коррупциогенность правовых актов – наличие в правовом акте одного или нескольких коррупциогенных факторов;
коррупциогенный фактор – положения правового акта, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении правового акта, в том числе могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, допускать или провоцировать их;
-нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
коррупциогенные нормы – нормы, содержащие коррупциогенные факторы.
1.4. Коррупционными факторами являются факторы, предусмотренные Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», с учетом специфики правотворческого процесса на муниципальном уровне.
1.5. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
1.6. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление не устоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
1.7. Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.
II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
2.1. Экспертиза проводится на основе следующих принципов:
приоритет защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также защиты социально-экономических, правовых и организационно-управленческих интересов муниципального образования;
приоритет профилактических мер, направленных на искоренение условий, порождающих коррупционные проявления и коррупцию;
обязательность проведения экспертизы в отношении проектов нормативных правовых актов, и, в первую очередь, правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
оценка правового акта во взаимосвязи с другими правовыми актами;
соблюдение баланса защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности органов публичной власти;
обоснованность, объективность и проверяемость результатов экспертизы;
компетентность лиц, проводящих экспертизу;
гласность и учет общественного мнения при проведении экспертизы, в том числе сотрудничество органов местного самоуправления и их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении экспертизы.
2.2. В процессе экспертизы подлежат выявлению и устранению коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и коррупциогенные факторы, содержащие неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
2.3. Экспертизу проводит уполномоченное должностное лицо (далее – эксперт).
2.4. Руководитель органа местного самоуправления Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области, в соответствии с полномочиям, на проекте нормативного правового акта накладывает визу: «Провести антикоррупционную экспертизу».
2.5. Обязательной экспертизе подлежат правовые акты, устанавливающие контрольно-надзорные, распорядительные, разрешительные полномочия органов местного самоуправления, а также полномочия по оказанию государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, включая порядок и сроки реализации вышеуказанных полномочий в соответствии с порядком, определенным пунктом 2.4 настоящего Положения.
2.6. Под контрольно-надзорными полномочиями в настоящем Порядке понимаются полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые в целях проверки законности деятельности (в том числе порядка деятельности) органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан (инспекции, ревизии, контроль, надзор).
2.7. Под распорядительными полномочиями в настоящем Порядке понимаются полномочия органов местного самоуправления, связанные с распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности (во владении, пользовании, управлении или на ином законном праве в ведении органов местного самоуправления): сдачей объектов муниципальной собственности в аренду, приватизацией объектов муниципальной собственности, а также с распределением бюджетных средств, в том числе размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, предоставлением дотаций, субвенций, субсидий, иных бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, осуществлением бюджетных заимствований.
2.8. Под разрешительными полномочиями в настоящем Порядке понимаются полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые в целях выдачи документов, подтверждающих специальные права на занятие определённой деятельностью или на пользование определенными правами (предметами).
2.9. Не проводится экспертиза недействующих, отменённых или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых ранее проводилась экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.
2.10. В случае внесения изменений в проекты правовых актов, которые ранее были предметом экспертизы, в отношении указанных проектов может быть проведена повторная экспертиза по решению соответствующего должностного лица (органа), указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка.
2.11. При проведении экспертизы экспертом предварительно устанавливается:
соответствует ли представленный на экспертизу правовой акт требованиям, содержащимся в пункте 2.9 настоящего Порядка;
уполномоченным ли должностным лицом или органом принято решение о проведении экспертизы;
уполномочен ли эксперт на проведение экспертизы в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка.
При несоблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом, экспертиза не проводится, о чем должностное лицо (орган), принявшее (принявший) решение о проведении экспертизы, извещается экспертом в письменной форме с изложением мотивов принятого решения.
2.12. Допускается проведение экспертизы несколькими экспертами в отношении одного и того же правового акта.
2.13. Эксперт обязан установить наличие либо отсутствие указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка коррупциогенных факторов в правовом акте, представленном на экспертизу, с учётом характера регулируемых данным правовым актом общественных отношений, иных обстоятельств.
2.14. Экспертиза проектов правовых актов проводится в срок до 10 рабочих дней со дня поступления проекта правового акта на экспертизу. Указанный срок может быть продлён должностным лицом (руководителем органа), указанным (указанного) в пункте 2.4 настоящего Порядка, но не более чем на 5 рабочих дней. Экспертиза действующих правовых актов проводится в срок до 14 рабочих дней со дня поступления правового акта на экспертизу.
III. Результат проведения антикоррупциогенной экспертизы
3.1. По результатам проведения экспертизы составляется мотивированное заключение. В заключении отражаются следующие сведения:
дата и место подготовки заключения, данные о проводящем экспертизу эксперте (фамилия, инициалы и должность);
основание для проведения экспертизы;
реквизиты правового акта, представленного на экспертизу
перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков (описания) и соответствующих статей (частей, пунктов, подпунктов, абзацев) правового акта, в которых эти факторы выявлены;
предложения о способах ликвидации или ограничение действия (нейтрализации) коррупциогенных факторов (доработке правового акта).
3.2. В заключении, также, указывается, что иных коррупциогенных факторов, а также иных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, не обнаружено.
3.3. Выводы заключения должны соответствовать его исследовательской части.
3.4. В случае выявления в правовом акте коррупциогенных факторов, устранение которых из текста правового акта невозможно, эксперт должен это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы ограничения (нейтрализации) коррупционных рисков.
Степень коррупциогенности анализируемого правового акта в целом в заключении не определяется, за исключением случая, когда в правовом акте по результатам экспертизы не выявлены положения, которые могут способствовать проявлениям коррупции.
3.5. При обосновании коррупциогенности отдельных норм правового акта допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.
3.6. Заключение направляется органу (должностному лицу), принявшему решение о проведении экспертизы, а также непосредственному разработчику проекта правового акта в отношении которого проведена экспертиза для организации работы по внесению изменений в правовой акт.
3.7. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Вышнереутчанского сельсовета Медвенского района Курской области или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и(или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
3.8. Заключение подписывается экспертом.